Самая большая велоколонна, которую когда-либо видели в Харькове, стартует 19 мая в 11 утра с площади Свободы. По предварительным оценкам, участниками Велодня-2013 станут от 6-ти до 9-ти тысяч человек. В программе Велодня — Велопарад, ярмарка, мастер-класс по оказанию первой помощи и различные соревнования — например, велогонка или соревнования по технике велотуризма Задача велосипедистов, традиционно, — показать друг другу и городу, что количество людей на велосипедах с каждым годом растет, а значит — пора интенсивнее развивать городскую велоинфраструктуру.
Всеукраинский Велодень-2013 будет проходить 25-го мая, в Харькове — на неделю раньше, 19-го. Как рассказывает один из организаторов харьковского Велодня Михаил Калужинов, в этом никоим образом нет какого-то сознательного дистанцирования: “Все города всегда хотят проводить Велопарад в один день, но каждый город сам получает разрешение у своих городских властей. 25 мая на площади Свободы — городские празднования в честь Последнего Звонка, так что Площадь в этот день мы получить не могли, а никакое другое место не в состоянии принять такое количество людей. К примеру, в прошлом году финальной точкой заезда была пл. Розы Люксембург — на ней поместилось только четыре тысячи участников из пяти”.
Из локального велопробега на пару сотен человек, каким он был 8 лет назад, Велодень превратился в событие действительно городского масштаба. Это понимают, в том числе, и городские власти. “Помощь от города, безусловно, есть, — говорит Михаил Калужинов. — ГАИ перекрывает дороги, меняет маршруты транспорта, нам дают машины скорой помощи, разрешают вешать социальную рекламу... Но, конечно, система устроена так, что для получения официального разрешения нам каждый раз нужно пройти много бюрократических кругов. Это традиционно нелегко и отнимает немало сил”.
Лозунг нынешнего Велодня — “Катай!”, но, как говорят организаторы, это условность, как такового официального слогана у проекта нет. Неофициальные слоганы, которыми велосипедисты пытаются привлечь внимание к своим проблемам, — "Даешь велодорожки!", "Хватит нас давить на дорогах!", "Европейскому городу — европейский транспорт!” и так далее. Остаются ли эти слоганы голыми декларациями или же реально что-то меняют — рассказывает статистика: ● в первом харьковском Велодне (тогда он назывался “Велопробег “На велосипеде на работу”) в 2006-м году приняло участие всего 130 человек, в 2012-м — более 5-ти тысяч; ● посчитать количество велосипедестов в городе сложно: если мерить по Велодням — 5-10 тысяч, по интернет-опросам на тему “Есть ли у вас велосипед, выезжающий хотя бы раз в год” — около 500 тысяч; велоторговцы в приватных беседах с поправкой на долю рынка говорят о суммарном количестве порядке 200 тысяч велосипедов, проданных за 10 лет. ● зато крайне просто посчитать километраж харьковских велодорожек: их количество по-прежнему равно нулю. Есть пара грунтовых дорожек, но их даже “велотропинками” назвать можно с трудом; ● статистика аварий по Харьковской области за 2010-й год (более свежей организаторы Велодня не обладают) сообщает о 106-ти ДТП с участием велосипедистов, из них по вине велосипедистов — 30; ● количество магазинов, велосервисов, велопрокатов — около двух десятков; ● количество велопарковок организаторы Велодня пока не считали; их, с одной стороны, на порядок больше, чем еще даже пару лет назад, с другой — по-прежнему катастрофически мало.
Есть, кроме статистики, еще и ощущения. По мнению организаторов, отношение к велосипедистам с каждым годом меняется, велосипед становится привычной частью городской инфраструктуры. Но, тем не менее, множество автоводителей по-прежнему воспринимают велосипедиста как “врага в своем стане” и чужеродный элемент на дороге. И это, пожалуй, самая большая проблема — куда более серьезная, чем, к примеру, отсутствие велопарковок. Сами велосипедисты тоже не в восторге от вынужденной езды между двумя рядами машин — в тех местах, где законные “велосипедные” полтора метра от обочины вплотную заняты спонтанными автопарковками.
Маршрут Велопарада в этом году самый что ни на есть “центровой”: площадь Свободы — проспект Ленина — перекресток пр. Ленина и ул. Новгородской (разворот) — проспект Ленина — площадь Свободы. По словам организаторов, это красивый и безопасный маршрут, который позволяет сделать событие действительно общегородским и, что важно, минимально нарушает устоявшийся ритм городского дорожного движения.
Традиционно, в финальной точке парада его участников будут ждать разнообразные спортивные радости: мастер-класс по оказанию первой помощи велосипедистам (проводит организация "Красный крест"), велогонка — спринт на 200 м (проводит клуб С.С. Roma), соревнования по технике велотуризма, заезд на детских велосипедах для взрослых (проводит компания “Велотрейд”), “пьяные" велосипеды (руль поворачивается в одну сторону, а колесо — в другую), слэклайн (ходьба по натянутой стропе), фрисби, конкурсы от магазинов “Велопланета”, “PC Shop”, “Фонарик.com.ua” и IT-компании “ДатаАрт”. А издательство “Асса” раздаст участникам велопарада брошюры с новыми ПДД.
План Велодня-2103:
7:00 – 10:00 — установка «городка Велодня»: выставка, ярмарка, конкурсы, развлечения. 10:00 — официальная часть, построение колонны. 11:00 — старт колонны; 11:00 –12:30 — Парад: площадь Свободы — проспект Ленина — перекресток пр. Ленина и ул. Новгородской (разворот) — проспект Ленина — площадь Свободы; 12:30 –15:30 — развлекательные мероприятия 16:00 — завершение праздника.
А с 15.30 до 16.00 по плану — уборка площади. “Друзья, давайте оставим после себя площадь чистой — чтобы и у современников, и у потомков о велосипедистах складывалось мнение как о людях порядочных, — просит потенциальных участников Велодня Денис Довбий, главный организатор Велодня-2013. — К слову, традиционно место сбора у нас всегда остается чистым: в прошлом году мы втроем собрали с десяток пластиковых бутылок из-под воды и всё. Уборкой всегда занимаются добровольцы, а в этом году нам еще будет помогать компания по уборке мусора “Харьков-Экоресурс”.
Прошлый велопарад был костюмированным, на позапрошлом харьковчан удивили велотанком и небольшой выставкой ретро-велосипедов, в этом году одной из фишек праздника станет велоколонна известных харьковчан, в которой поедут, к примеру, писатель Сашко Ушкалов, поэт Игорь Зарудко, музыкант и правозащитник Борис Захаров, спикер ВРУ Владимир Литвин, организатор харьковского TEDx Евгений Белошицкий, менеджер театра “Арабески” Мария Заиченко, дизайнер Мария Рубан и другие.
Организаторы напоминают, что Велодень — не единственный велопраздник в городе: “Есть еще несколько небольших, но очень классных проектов, которыми занимаются волонтеры, — рассказывает Виктория Смагина. — К примеру, твидрайд, джинсовый велопробег, “Вело-фото-охота” в рамках фестиваля “Акумулятор”; периодически происходят ночные “покатушки” pin-mix, в которых принимают участие велиспедисты и роллеры одновременно, пару раз проходили открытия велосезона, наконец, есть профессиональные и любительские велогонки. И очень важное регулярное мероприятие — ВелоПоезд: велозаезд, на котором велосипедистам объясняют правила дорожного движения. “Мы отдаем себе отчет в том, что многие проблемные ситуации на дорогах происходят по вине именно велосипедистов, и нельзя все ДТП валить на неразвитую инфраструктуру или невнимательных и равнодушных автоводителей. Нам очень важно, чтобы “человек на велосипеде” был абсолютно равноправным участником дорожного движения — чтобы его воспринимали таковым и чтобы он вел себя также”.
Организаторы Велодня-2013: велоклуб “С.С.Roma”, сайт “ХарьковТурист” и Федерация велосипедистов Харьковской области — при поддержке Харьковского Городского Совета и Харьковской Областной Государственной Администрации. Возглавляют Оргкомитет Денис Довбий, Виктория Смагина и Михаил Калужинов.
Справка: Велодень — неофициальный праздник, который отмечают велосипедисты Украины, России и Белорусии в конце мая. Праздник всегда организовывают сами велосипедисты (велоклубы, велофорумы, волонтерские организации), он не несет политической окраски и все его лозунги направлены исключиетльно на развитие велосипедной инфраструктуры. В Харькове проходит уже в восьмой раз. Первый харьковский Велодень (под названием “Велопробег “На велосипеде на работу”) состоялся в 2006-м году, участие в нем приняло 130 человек. В 2007-м году — 700; в 2008-м — 1500; в 2009-м — 1500; в 2010-м — 2500; в 2011-м — 5500; в 2012-м — 5000. В 2013-м по разным прогнозам организаторы ожидают от шести до девяти тысяч участников.
Все фотографии по теме: Харьков отдадут велосипедистам. Ненадолго