“33 А” — это подчеркнуто грузинская музыка, с узнаваемо грузинской мелодикой, при этом — идеально встроенная в общеевропейский музыкальный контекст. Это некая вещь в себе, которая будет одинаково близка и понятна любителям как джаза, этники или реггей, так и современных экспериментальных течений.
Возвращения “33 А” в Харьков ждали долго — целых 6 лет. Уже в первый их приезд, в 2007-м году, было понятно, что это абсолютно самодостаточное, ни на что не похожее явление — из тех, что выше жанров и трендов. За 17 лет своего существования “33 А” создали нечто совершенно новое и при этом безоговорочное понятное — что-то, чего мы ждали очень давно и вот наконец дождались.
Вешать жанровый ярлык на “33 А”, так же бессмысленно, как и на большую часть по-настоящему интересной современной музыки. В основе того, что делает этот коллектив, — грузинские музыкальные традиции: мелодика; способ взаимодействия голоса с аккомпанементом; традиционные ритмы ударных плюс пандури — самый популярный народный инструмент в Восточной Грузии. При этом их музыка идеально встроена в общеевропейский контекст, она далеко выходит за рамки не только этники, но и какой бы то ни было жанровой определенности в принципе. К примеру, в этой музыке очень много от реггей — без тропической карибской экзотики (которую, будем честны, едят далеко не все), зато с удивительной реггийной лиричностью, которая задевает внутренние струны абсолютно любого слушателя, вне зависимости от пола, возраста и эстетического багажа. Много в ней и от французского сhanson à texte. Во-первых, сам вокал Нияза, пожалуй, более близок к манере французских шансонье, чем к аутентичному грузинскому пению. А, во-вторых, так же, как французский шансон строится вокруг ритмики и мелодики французского языка, так и музыка, которую делают “33 А”, строится на ритмической структуре грузинского. К слову, один из наиболее успешных проектов “33 А” реализован вместе со знаменитой французской группой Lo’Jo, вокалисток этой группы можно услышать в альбоме 2011-го года “Saperavi” (многие песни из этой программы можно будет услышать на концерте 18-го июня в Jazzter’е).
По мнению организаторов концерта, остаться к этой музыке равнодушным можно только если у вас в принципе нет ушей — во всех остальных случаях она все равно находит место, за которое нужно зацепить именно вас.
Отзывы о “33 А” в соцсетях сводятся, резюмируя, к следующему: “Они невероятные. Это настолько круто, что не послушать их — просто бессмысленно. Это как взять и добровольно лишить себя колоссального эмоционального и музыкального опыта”. Действительно, музыка, которую делают “33 А”, обладает невероятно обширным эмоциональным полем, и в этом поле найдётся для каждого. В сущности, это глубокое музыкальное исследование того, из чего устроен каждый из нас; это как канал Discovery, только о том, что происходит внутри человека.
Лидер группы Нияз Диасамидзе (вокал, гитара, пианино, пандури) обладает удивительной способностью избавлять текст от пошлого пафоса. Возможно, виной тому — опыт 90-х: времени, когда Нияз начинал как музыкант, а вокруг происходила гражданская война и автомат считался предметом само собой разумеющимся: “как сигарета”, по словам самого музыканта. “Тогда все было ровно так, как не должно было быть никогда, — говорит Нияз в одном из своих интервью после совместного выступления “33 А” с группой Lo’Jo.— Я тогда начинал с электрогитары, мне нравился перегруженный звук, а потом пришло время этнографических экспедиций и поиска “голоса страны” — настоящего, не из “дома культуры”. Время поиска идентичности”.
Этому огромному человеку, о котором говорят, что он “может отъесть две ноги у горного козла”, действительно удалось найти современную грузинскую музыкальную идентичность — отличную и от традиционной грузинской музыки, и от джазз-фьюжна/джаз-фанка, который играют его земляки: Нино Катамадзе & Insight, Zumbaland и The Shin. Это некий третий путь грузинской музыки — не менее удивительный и прекрасный.
Послушать собственными ушами и сделать собственные выводы о том, что же это за музыка и чего в ней намешано, харьковчане смогут уже 18 июня в клубе Jazzter, в 20:00. Купить билеты можно с помощью сервиса internet-bilet.com.ua или заказав столик по телефону 706-48-19. Перед тем, 16-го июня, “33 А” дадут концерт в киевском клубе “Толстой”, а после этого продолжат свой маршрут “из Лондона в Прагу”.
Послушать альбом Saperavi (совершенно официально) можно на soundcloud.
Название группы — номер дома, в котором живет Нияз Диасамидзе. Так же, “33 А”, называется и клуб, который Нияз открыл в Тбилиси. Лидер группы также мечтает открыть музыкальный магазин с пандури в старом квартале Тбилиси, расположенном некогда на Великом Шелковом Пути. Нияз — основатель и директор фестиваля традиционной грузинской музыки и танца Art Gene (“Ген искусства”).
Группа основана в 1996-м году в Тбилиси. Первый альбом,“Tbilisi”, был записан в 1997-м году. Уже в 1998-м появился новый альбом, “Ichqare nela” (Спеши медленно). В 2002-м — альбом “Gza" . В 2005-м — “Akhali albomi”, с композициями из фильмов.
В 2005-м году на международном средиземноморском кинофестивале в Монпелье Ниаз Диасамидзе получил награду за саундтрек к фильму Левана Закареишвили "Тбилиси, Тбилиси". В 2006-м — создал саундтрек для фильма Александра Рехвиашвили "Последние", а в 2009-м — к фильму Вано Бурдули “Прогулка в Карабах”.
2008-й год — тур: Париж, Киев, Харьков. В 2009-м в Парижской церкви Святой Магдалины — концерт в рамках “Solidarite avec la Georgie”, а чуть позже — в Варшаве на фестивале "Дни Кавказа".
26 мая 2010-го года Нияз Дисамидзе был удостоен Михаилом Саакашвили Ордена Президента “За выдающиеся успехи, инновации и патриотические устремления”.
В 2011-м вышел новый альбом “Saperavi”, богатый поэзией Галактиони, Шота Руставели, Важа Пшавела.
Все фотографии по теме: Грузинская группа “33 А” снова в Харькове —18 июня в клубе Jazzter