- музыканты, которые производят музыку на экспорт (Елочные игрушки, DP-6 и др.). Продукт, производимый ими, по-настоящему качественный и интересный, однако, является темой отдельной статьи, то есть не фигурирует в нашей статье.
- DJ (Сергей Пименов, Agent Smith, Anton Aprelin, DJ Космонавт, DP-6, Сергей Кутузов и Сергей Бойко и др.)
- поп-артисты, занимающиеся популярной танцевальной музыкой (Reflex, Отпетые мошенники, Александр Пряников), которых мы в силу понятных причин не рассматриваем, так как эти люди в электронной музыке, что называется, случайно.
Музыкальные критики и ди-джеи до сих пор спорят о том, когда и, главное, как появилась отечественная клубная музыка. Консенсус достигнут лишь в одном – российская танцевальная музыка «пришла» в Россию в 90-е годы. По словам, Вадима Indigo (DP-6), российская электронная музыка движется по собственному пути развития. Этим DJ обуславливает все ее особенности:
«Российская электронная музыка уже в каком то более-менее определенном состоянии появилась в начале 90-х. Она была довольно своеобразной и отличалась во многом от мировой. Это связано с тем, что в России сложился свой путь, изначально связанный с недостатком информации на тот момент. Это определило самобытность и особенности этой музыки в России. Многие имена уже забыты и утеряны. Некоторые до сих пор хорошо помнят. Как пример, я бы выделил проект «Новые композиторы».
DJ Anton Aprelin связывает появление отечественной клубной музыки с инициативностью и креативностью российских ди-джеев:
« Начало - 90-е годы. Появление вызвано вполне понятным желанием наших музыкантов привнести что-то своё в клубную музыку, которая тогда только начинала "набирать обороты" в нашей стране. Появление нашей электронной танцевальной музыки, прежде всего, связано с такими ди-джеями "первой волны", как Dj Groove, DJ Космонавт и некоторыми другими. Но настоящий "прорыв" в этом плане наступил благодаря лейблу Uplifto, с большим успехом выпускающим именно российских электронных музыкантов, (проект "Катя Чехова" в частности)».
Ну, а DJ Космонавт, один из «отцов-основателей» российской танцевальной музыки, даже выделяет приблизительные годы появления отечественной электроники:
«Смотря что считать "появлением". Сейчас найдется немало стариков, заявляющих, что в махровом восемьдесят-каком-то году сделали первый в России качественный техно- или acid house- трэк. Но кто этот трек слышал?? Несколько друзей, или посетители одной дискотеки? Сколько дисков было продано? 20? 100? 500? Я отказываюсь считать такие факты "появлением" в масштабах страны. 1993-1994 годы - примерно в это время много российских музыкантов начали делать и представлять аудитории электронные танцевальные треки одновременно во многих городах, это уже можно считать появлением российской электронной танцевальной музыки как явления, а в 1996 году это явление стало массовым. Я сужу об этом по сотням тысяч разошедшихся в тот год копий альбома моего проекта Радиотранс, и по попадании моего сингла "The Russian EP" в мировые топы».
Российская электронная музыка сегодня вышла на новую ступень развития. DJ пробуют выявить уровень нашей музыки и посчитать количество оставшихся ступенек до «музыкального олимпа»:
DJ Бойко: «Я считаю, мы уже долгое время находимся на начальных ступенях развития. Сейчас у нас тот этап, когда все дорвались до компьютеров и программ и делают "Российскую танцевальную музыку" ... Но правда в том, что эту самую музыку делает и формирует определенное количество истинных трудоголиков, которые работают, работают и работают…. Именно они, по-настоящему, влияют на развитие российской танцевальной музыки. Некоторых имен в России практически и не знают, но музыку российскую электронику они уже давно формируют на западе...
К примеру, в этом году наш лейбл FLAVO учувствует в международной музыкальной конференции POPKOMM в Берлине, и все для того, чтобы "толкать" российскую танцевальную музыку на Запад».
DJ Кутузов: «Шкала ступени развития российской электронной музыки составляет 70% из 100, популярность так же. А связано это с молодыми и не только талантами, которые выводят русскую музыкальную культуру на высший уровень».
DJ Космонавт: «На ступени стремительной интеграции в мировую сцену. Российские треки все чаще появляются в топах продаж на западных дистрибуциях, потому что российские музыканты стали соображать более «по-западному».
Российская электронная музыка сейчас находится на новом уровне развития. Это связано, прежде всего, с ее популяризацией среди клабберов и просто музыкальных слушателей. Однако если говорить непосредственно о востребованности, многие ди-джеи уверяют, что до идеального состояния в этом плане нам еще далеко.
Например, DJ Vadim Indigo (DP-6) считает, что : «Думаю, у нас не так много мест, где востребована российская танцевальная музыка. Даже, я бы сказал, слишком мало. Но все равно они есть, и это радует. Всех мест, конечно, я не могу знать, но все же нам приходилось не раз играть для очень искушенной и продвинутой публики. Как это ни странно, это даже не всегда центр России».
В противовес коллеге высказывается DJ Кутузов: «Работая DJ на протяжении 14-ти лет, и гастролируя по всему бывшему СССР и зарубежом, я удостоверяюсь что русская музыка (ретро,поп,электро)с каждым годом становится популярнее. Сейчас российская электронная музыка востребована практически везде в России и Европе».
С ним соглашается DJ Бойко: «Российская танцевальная электронная музыка востребована в первую очередь в России и Украине. Проявляется также большой интерес от рускоязыных иностранцев - наших людей в Германии, США и других странах. Мест, где востребована российская танцевальная музыка очень много, если говорить, конечно же, о качественной музыке».
Оптимистичны эти мнения по отношению к российской электронике или пессимистичны, покажет время. Однако ди-джееи уверяют, что уже сейчас танцевальная музыка отечественного пошива пользуется успехом у публики не только российских, но и европейских городов. DJ Кутузов уверяет, что «Фестивали русской электронной музыки пользуются огромнейшим спросом, а вот электро-ремиксы на русские ретро и поп все больше пользуются успехом в ночных клубах. Скажем так, используя элетро звуки во время сэта, да если еще это какой-нибудь русский хит, аудитория испытывает настоящий экстаз(испробовано на моих сэтах)».
Сергей Пименов в свою очередь уверен, что музыка интернациональна:
«Заграницей никому не важно, какая географическая принадлежность у музыки. Там никто не парится про национальности. Это у нас все так ревностно к этому относятся и задаются этим вопросом, за границей же по-другому: хорошая музыка - хороша, плохая – пока».
DJ Бойко соглашается с коллегой «по цеху», высказываясь относительно положения российской танцевальной музыки заграницей:
«Встречают нормально :) Наш трек "Z-Music" в 2004 держался долгое время в топ продажах винила. Но большинство людей, когда узнавали что это музыка из России, то крайне удивлялись ;) Сегодня уже достаточное количество российских артистов находятся в плейлистах зарубежных ди-джеев и звучат на закардонных танцполах. Этим уже никого не удивить. Сейчас наблюдается большое желание российских ди-джеев и артистов попасть во всемирный ТОП 100, но желание это одно, а суровая реальность - другое :) Просто "проголосуйте за меня" здесь не прокатит ... Здесь нужно работать
не просто много, а очень много».
Подобное положение российской клубной музыки заграницей показывает нам, что у отечественной электроники достаточно светлый путь дальнейшего развития и радужные перспективы.
DJ Vadim Indigo (DP-6): «Я думаю что ситуация в России будет меняться и здесь все больше будут обращать внимания на российские таланты. Мы знакомы со многими российскими проектами и можем сказать, что эти ребята действительно талантливы и заслуживают большого уважения. Уже многие выпускаются на мировом уровне и пора бы и здесь обратить на них внимание. Некоторые проекты конечно достаточно известны и здесь, но их слишком мало. Многие пишут очень качественную музыку, но пока не проявили себя здесь. Но с каждым днем у нас делается все больше и больше музыки. Также в последнее время стремительно увеличивается и количество откровенной халтуры, но на самом деле это не только российская проблема, а в целом мировая. Это связано с доступностью ее делать практически каждому. Достаточно иметь компьютер дома. Эту ситуацию можно сравнить с фотографией, когда каждый может делать снимки и возомнить себя фотографом. Тем не менее, это же не мешает существовать профессиональной фотоиндустрии. Мы живем в век технологий и доступности практически всего. Но, на мой взгляд, ценность произведений по-прежнему определяется в первую очередь душой, вложенной в это дело. Мы открыли свой собственный лэйбл как раз с надеждой на таких людей. Мы хотим, чтобы музыка находила своего слушателя!»
DJ Anton Aprelin: « Да, несомненно, перспективы у российской клубной музыки есть. Есть постоянная тенденция к увеличению ее аудитории за счет людей более старших возрастов. Но многое будет зависеть от того, что будет происходить с нашей электронной музыкой и как она будет развиваться. Пробуют писать очень многие, но по-настоящему получается лишь у единиц. Многие известные музыканты создавали свой качественный саунд постепенно, годами совершенствуя звучание, свои "фирменные" приёмы. Но у большинства пробующих создавать треки зачастую даже при наличие таланта элементарно не хватает терпения. Этого надо очень сильно хотеть, наверное».
DJ Космонавт: «Перспективы у российской танцевальной музыки те же, что и у танцевальной электронной музыки вообще: распространение на носителях постепенно уходит в прошлое, все переходит в интернет. Музыка становится все более общедоступной и, как следствие - на сцене все более востребованы лайв-музыканты».
Подводя итоги, получается, что российская клубная музыка (как, впрочем, и большинство отечественных продуктов) движется по своему собственному пути развития. Ни на что не похожему и уникальному. А вот уникальна ли наша клубная музыка? Этот вопрос также оказался достаточно спорным для российских ди-джеев. DJ Кутузов, что у отечественной музыки есть своя изюминка: «Уникальность российской танцевальной музыки в русском вокале. Такие хиты, как «Калинка», «Катюша», «Моя Марусечка» в электроварианте вы не услышите нигде».
DJ Бойко уверен, что сейчас российская танцевальная музыка пока не обладает особой уникальностью: «Как только эта самая "уникальность" действительно появится, мы это сразу увидим и почувствуем. К примеру, мы можем слушать в зарубежных треках "FUCK ME" , но нам не нравится если это будет "ТРАХНИ МЕНЯ" .... Очень грубо звучит на русском, не правда ли? Мы узнаем на слух зарубежных артистов. В первую очередь, наша музыка будет отличаться русским языком на котором исполняются треки. И я искренне надеюсь, что впоследствии наша музыка будет находить свое звучание именно как музыка ... Это будет, действительно, круто. Поэтому, я считаю, что вся наша музыка находится в постоянном поиске, что есть очень хорошо. И как только мы начнем находить это ТО, что ищем и все начнут узнавать наши российские треки на слух... вот тогда можно говорить об уникальности российской танцевальной музыки… А пока мы ее просто ищем, хотя она и где-то рядом...».
Мнение DJ Vadim Indigo (DP-6) относительно уникальности нашей отечественной танцевальной музыки подводит итоги разговору о нынешнем положении российской электроники: «Ее уникальность в том, что ей, кроме самих создателей, практически никто не интересуется. Российская действительность слишком аморфна и инертна в этом плане. Но как гласит поговорка: «Мы долго запрягаем — зато быстро едем». Вроде так. И возможно это действительно так. По крайней мере, кое кто уже запряг и готов быстро ехать! :-) «Лед тронулся, господа…», как сказал в свое время Остап Бендер!».
Мария Страхова, DJ Кутузов, DJ Anton Aprelin
Все фотографии по теме: Клубная музыка \ Russian edition