Начнем, наверно, как водится, с самого начала: как пришла такая идея - стать диджеем?
Сейчас каждый может стать диск-жокеем. Все стало намного проще и компактнее, нежели во времена, когда я этим увлекалась. Начинала в городе Новосибирске, где в то время количество действующих диджеев можно было пересчитать по пальцам. Они все работали в одном огромном клубе, который строго назывался «Отдых». Это был государственный клуб, никаких face-controls там не было: нужно было просто купить входной билет и спокойно идти на дискотеку.
И вот в этот клуб стали привозить московских монстров клубной сцены. Первым из котрых был, по-моему, Олег Сухов, которому давали в свете танцев 80-х поиграть по 15 минут блоками легкий house, как я тогда понимала. Его выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Олег играл на пластинках, и этот факт поразил мое воображение – музыка играла в режиме нон-стоп, что-то необыкновенное происходило, от чего было весело и очень комфортно. Тогда, увидев эти черные пластинки, я подумала о том, что дискжокей собирается устроить какое-то цирковое жонглерское шоу.
Уже потом начали открываться первые клубы. Один, маленький, назывался «888», потом открылся клуб побольше, он назывался «Фауст». Это был техно-клуб, потому что хозяева приехали из Берлина и любовь к техно была привита им, видимо, Love Parade. В то время я просто тусовалась, веселилась, и сам процесс отрыва на танцполе вызывал у меня несказанное удовольствие. Когда ты часто тусуешься, постоянно знакомишься с новыми людьми, в том числе и с диск-жокеями. Как-то раз в шутку мне предложили (это был не без известный DJ Cross) попробовать себя в качестве диджея. Показал, как сводятся CD. Стала тренироваться. Ну, а дальше понеслось-поехало.
Сложно было пробиться в Москве?
Мне очень сильно везет с людьми, всегда. Каждый раз у меня на пути попадаются люди, которые если не становятся моими друзьями, то в любом случае происходит позитивный обмен информацией, энергетикой. Как-то так всегда получалось, что я попадала в такие места, куда меня моментально брали на работу. История с «Цеппелином», в котором я играла, прямое тому подтверждение. Начинала играть там с оранжевой кофейни на третьем этаже. И вот постепенно начальство слушало, что играла, какой отклик мои сеты получали у публики и вскоре меня перевели на главный танцпол. Здесь, я считаю, в принципе и началась моя яркая танцпольная карьера. Мне по жизни в принципе очень интересно пробиваться, идти наверх, обзаводиться новыми знакомыми. И сейчас я понимаю, что знаю в Москве всех-всех-всех.
Что повлияло на формирование и развитие твоего музыкального вкуса?
Я думаю, что как раз то, что я слышала на этих дискотеках. Дело в том, что у меня совершенно обычные родители, то есть эти блатные пластинки, секретные записи - все это обошло меня стороной. Моя музыка была довольно-таки стандартна: то, что можно было услышать в хит-парадах, house хиты.
Ты можешь слушать любую музыку? Есть какие-нибудь предпочтения?
Больше всего я люблю слушать музыку природы, звуки леса, гор, воды. Вне Москвы, мне доставляет удовольствие просто посидеть у океана без всяких наушников и послушать музыку прибоя. Меня каждый раз удивляет, когда люди лежат на безлюдном пляже, где спектр удивительный звуков настолько велик, что хочется слушать и слушать, и не замечают всей этой красоты за своей музыкой в наушниках. Так и хочется сказать: «Ребята, ну вот же небо, вот же птицы, вот же песок, шумят волны – слушайте!!!». А так по музыке тоже существует огромное количество рабочего музыкального материала, от которого устаешь, который заедает, - хочется расслабиться, чему помогает магия звуков природы.
На Гоа ты как раз и отдыхаешь?
Я была там всего лишь два раза. С Гоа все в принципе очень просто получилось, я даже ничего не знала о моде на отдых там. Есть книга «Гоа Синдром», ее написал мой друг Саша Сухачев, которого я знаю уже на протяжении пяти лет. С Сашей мы познакомились случайно, я тогда работала в журнале «Птюч» координатором региональных связей, а он писал для них. Там мы и подружились. Потом он возил меня на гастроли в Курск к себе домой, а после исчез. Через 3 года он появился, сказал, что живет в Индии. Начали переписываться и вот в пришлом году я первый раз поехала к нему в гости. Вместе с Сашей и нашими друзьями прокатилась 25000 км. Это было потрясающее путешествие, Гоа – только маленькое его составляющее.
В этом году я снова ездила на Гоа. Ресторан «Шанти» сейчас перенесли там в изумительное место: река впадает в море, восхитительный вид на сансет каждый вечер, картины как солнце падает на море перед глазами, - очень красиво, просто потрясающе. И вот три недели я была как раз там, не вылезая из этого пляжа. Могу сказать одно: Гоа – это такое место, где я не испытываю никаких иллюзий, относительно тусовки. Многие едут туда тусоваться, а мое ощущение, что там просто все открытие и проще. В следующим году поеду на Гоа как минимум на месяц. Кстати, у меня в ЖЖ есть видео оттуда – очень любопытно!
Как считаешь, для девушек-диджеев есть сегодня какие-то привилегии?
Я считаю, для девушек всегда должны быть какие-то привилегии. А в клубной среде… Даже не знаю, возможно, промоутеры больше любят все-таки девушек, потому как понимают, что для гостей клуба привлекательнее существо в наушниках и платьице с накрашенными ресницами. Возможно женские привилегии для диджеев сегодня именно в этом, ведь даже в далеких городах диджейский пульт часто стали выносить на сцену и не всегда хорошо там смотрится располневший резидент в толстовке и с сигаретой. Лично я никогда не чувствовала, что у меня есть какие-то особые преимущества. Наоборот, самое большое внимание всегда уделяю музыке и качеству сведения, но и за внешним видом я всегда слежу очень строго. Поначалу ко мне было пренебрежительное отношение коллег-мужчин, но время показало, что не так важно, девочка ты или мальчик, главное – профессионализм.
Можешь выделить для себя какой-то любимый московский клуб, близкий тебе по энергетике или же подходящий по техническому оснащению?
В Москве, безусловно, есть один единственный клуб на сегодняшний момент, который я обожаю – это «Шанти» - самое комфортное, потрясающее, место. Свой прошлогодний День Рождения я праздновала именно там, в этом году тоже планирую устроить праздник здесь же. Потому что в «Шанти» как дома, но немного побольше места, чем дома, здесь очень вкусно, очень хорошая энергетика, очень правильная.
Что касается каких-то, может быть, громких клубов: всегда говорю, что если я не играю (а сейчас времена очень веселенькие, сами знаете crisis , то я не пойду в клуб просто так тусовать, если же меня там не интересует, допустим, музыка. А в Москве меня музыка, простите, не интересует. «Арма17» сгорел… К счастью, там сейчас что-то обещают снова открыть, а в последнее время я ходила только туда, потому что там могла выйти на танцпол и отдохнуть. Больше же нигде не могу, все остальное гламурное московское притворство меня не интересует. Интересно, что происходит в Pacha Moscow, все-таки мировой лейбл и играют мои давние друзья Koля и Александр Нуждин. Надеюсь, будет возможность подарить им позитивный весенний сет.
А где предпочитаешь играть, в маленьком уютном клубе или на большой площадке?
Вот буквально вчера был разговор на эту тему. Вчера я умудрилась открыть горнолыжный сезон, его в принципе уже пора закрывать, но я только в первый раз выехала в этом году. Как раз в дороге обсуждали, что мне нравится, где хочу играть. Теперь понимаю, что в принципе я парикмахер широкого профиля. Я обожаю маленькие зальчики, потому что там есть контакт с людьми, там можно сразу выстраивать какую-то свою историю. Когда же ты выходишь и видишь перед собой толпу, которая тебя ждет – это уже другая энергетика. Больший звук, больший посыл. Я должна выложиться на 1000 процентов, но тогда я получаю гораздо больше - 1000000 улыбок .
Была потрясающая ситуация, два года назад я выступала в городе Орск, который находится где-то в 300 км от Оренбурга, небольшой такой город. Там проходил фестиваль «ДЕПО music», участники – только только русские диск-жокеи. Сам фестиваль проходил в огромном ангаре. И вот во время двух часов своего сета, я наблюдаю такую картину: у меня на глазах от 500 человек ангар набивается до 3-4 тысяч человек. Весь этот сбор я озвучиваю… В конце понимаю, что все уже готовы к максимуму удовольствия и ставлю свой трек Луна (City Zen Ft. Katrin Vesna). И вот, когда я убираю звук, то все эти люди, все, на танцполе громко, громче меня поют этот трек. У меня мурашки до сих пор по коже. Потрясающие ощущения. Сравнивать маленький танцпол и стадион, когда ты можешь пожать руку человеку, и когда все люди могут вылить на тебя этот дождь счастья, невозможно. Это просто разные вещи, вот и все.
Готовишься ли психологически, настраиваешь ли себя как-то перед сетом?
Я думаю, что подготовка заключается в том, что если речь идет о каких-то гастролях, просто заранее узнаю, что это за клуб, его вместительность. Мы с моим директором Стэпом заранее приезжаем на sound check - проверяем микрофон, вызываем светового режиссера, который все отстраивает.
То есть я уже понимаю, видя в клубе, например, какие-то черные стены с какими-нибудь кислотными разводами, что это молодежный клуб и придут студенты. Если же я вижу гламурные шторки и розовые вензеля на стенках, я понимаю, что это «гламур» и, наверное, все-таки нужно будет играть что-то повеселее, попопсовее. В этом, пожалуй, и заключается моя подготовка. А психологически я всегда готова играть и дарить людям счастье.
Какие-то существуют собственные профессиональные приметы?
Пожалуй, если в клубе запыленная и посыпанная сигаретным пеплом аппаратура, то это значит, что диджей-резидент лентяй и неряха. Такая вот примета есть. Мне неприятно, когда аппаратура грязная, ведь я касаюсь ее руками, транслируя в зал чистую энергию. Мне кажется, это святое.
У тебя есть место, где бы ты хотела отыграть?
В России я уже везде играла - от Калининграда до Южно-Сахалинска. Хотя вот я очень скучаю по Дальнему Востоку, потому что там очень классные и позитивные люди. Но сейчас промоутеры не рискуют отправлять туда на гастроли, все-таки это далеко и времена сейчас не самые радужные, поэтому вот там бы очень хотелось выступить.
Еще очень хотелось бы поиграть на какой-нибудь большой тусовке. Возможно, в Майами, там проходит фестиваль «Ultra». Я туда, кстати, поеду в конце марта. Каждый раз подпитываюсь там бешеной энергетикой, вот там хотелось бы поиграть, возможно не на главном танцполе, там транс, а на танцполе поменьше... Я много где играла, в Сингапуре, в Швеции, в Испании, люди везде абсолютно разные, хотелось бы на каком-то международном фестивале попробовать поиграть сразу для всех.
И чем отличается западная публика от российской?
Прежде всего, тем, что наша страна в силу исторических событий все-таки отстала от всемирной электронной тусовки. Благо, сейчас появляется много молодых талантов, а благодаря интернету мы в ногу со всей планетой.
Во-вторых, это отличия менталитета разных стран. Сингапурский сет вспоминаю до сих пор, он был очень ярким, публика была максимально позитивна и открыта. Азиатская публика в принципе очень открытая, веселая; люди ждут тебя очень искренне. То, что белая красивая женщина приехала поиграть для них, воспринимается очень здорово. Ты становишься для них как будто солнцем на все время выступления.
А в Европе люди очень подготовлены музыкально. Ведь у них все просто: можно съездить на выходные в Лондон, Берлин, Цюрих etc. Практически у всех очень хороший музыкальный вкус, люди отлично разбираются в музыке, артистах и лейблах. Из-за своей этой воспитанности они не очень горячие, все словно убаюканные, спокойные. Особенно в Швейцарии, я там играла и думала они спят, а промоутер восторженно сказал: «Посмотри, как они веселятся !». Я подумала, видели бы вы, как у нас отрываются, скажем в Перьми или Самаре…
Испанцы погорячее, но тоже очень разборчивые. Испания разная. Если на Канарах могут попрыгать, поотрываться, то в Мадриде, к примеру, публика, как московская. Разница есть. И очень интересно эту науку изучать.
Где находишь материал для сета?
Скажем так, цифровой формат сегодня уже победил. Пластинки в последний раз я покупала, скажу честно, пару лет назад. У меня есть друзья Nick & Danny Chatelain (Codigorecords и порядка 20 собственных лейблов). У них была просто огромная дистрибьюция пластинок (главный офис в Таррагоне), они обслуживали почти всю Испанию. Огромный офис высотой с трехэтажный дом, состоящий из одних пластинок. Когда я приезжала туда, я проводила там безвылазно весь день и уезжала потом с огромным количеством пластинок. Теперь же они закрылись и занимаются производством музыки и букингом своих артистов…
Увы, я уже не горю желанием покупать винил, сейчас быстрее и проще получить новый трек, или его написать. У меня, конечно, есть своя коллекция любимых пластинок и аж 3 вертушки Technics дома. Все-таки винил сложно с чем-то сравнивать, звук там гораздо теплее и живее…
Как ты относишься к различным перфомансам, шоу? Нравятся ли тебе различные поддержки или ты любишь сама общаться с публикой один на один?
Мне все это, напротив, очень интересно, я от этого завожусь, могут прийти совершенно неожиданные мысли относительно развития собственной программы. Единственное, что я не люблю, когда танцоры выходят и стоят прямо передо мной. Я не очень люблю выступать в роли декораций. Как-то я играла в «Зоне» и столкнулась там с очень забавным танцором. У него был очень красивый костюм, было видно, что он его долго мастерил и очень им гордился. Это, безусловно, очень похвально, но он никого кроме себя замечал, даже зрителей. Хорошо, когда все это взвешенно, в меру.
С каким видом спорта ты можешь сравнить диджеинг?
Диджеинг, скорее, с сексом надо сравнивать, нежели со спортом . Я бы не стала смешивать эти виды деятельности. В спорте не употребляют допинги из бара. Но в принципе, поскольку я поклонник фитнесса, я бы скорее выступила в роли какого-то группового инструктора, который дает всякие разные упражнения людям на танцполе. То есть, я не спортсмен, а, скорее, DJ инструктор.
Расскажи о самом курьезном случае за время твоей диджейской практики.
Каждый раз такие вопросы ставят меня в тупик. Если все записывать, то можно какую-нибудь «Войну И Мир» написать. Курьезных случаев особо не припомню. Вот забавный случай из недавних: я ездила выступать в город Чебоксары, клуб «БарМалина». Выступала, как потом оказалось, в стриптиз-баре. Диджейское место по периметру было оборудовано подиумом с шестами. На них зажигали и раздевались красотки. Я, если честно, жутко не люблю, когда вокруг меня ходят девочки-топлесс… И вот на фоне всей этой феерии я прямо-таки читала в глазах многих людей немой вопрос «ну когда же она, наконец, разденется». А она, то есть я, не разделась. Забавное ощущение, потому что люди думают, раз тут такие пляжи, то и она выдаст. Хотя я хорошей завистью завидую профессиональным стриптизершам, потому как они могут на шесте исполнять всяческие виртуозные трюки. Это огромная работа, и ради прикола мне бы, конечно, хотелось что-нибудь выучить, потренироваться. Потому что в клубах иногда встречаются шесты, и я бы хотела, само собой, не раздеваясь, исполнить для удивленной публики этакое весеннее сальто-мортале .
А помимо того, что играешь в клубах, чем еще занимаешься? Что стало с твоим ТВ-шоу и радиоэфирами?
С телевидением все очень забавно получилось, просто как-то раз позвонили и сказали, что моя программа (Dance Chart) больше не существует. В принципе спорить с МузТВ не хочется абсолютно, ну, закрыли и закрыли.
Для меня была настоящая травма, когда закрыли мою программу «Сибирская Любовь» на DFM. Причем она шла в абсолютно некоммерческое время: в ночь со вторника на среду по московскому времени. Там был интерактив, когда люди присылали СМС. Каждый раз я читала эти сообщения и понимала, что вся страна от Калининграда до Камчатки и Чукотки слушает программу и пишет позитивные отзывы. Каждый раз я готовилась, выдумывала какую-нибудь тему, которая волновала бы меня или просто что-то светлое… И треки я каждый раз подбирала не просто так, у меня была мысль. Было приятно слышать комплименты своему голосу, ведь я очень серьезно над ним работаю…
Я сейчас выложила на сайте те эфиры, которые могла, периодически сама их слушаю и офигеваю от той энергетики, которая там была. Моя программа просуществовала около года. И вот, помню, прилетаю из отпуска, звоню им накануне, а мне говорят: «Знаешь, у тебя сегодня последний эфир, извини». Я держалась всю программу, мне было безумно тяжело. А под конец, скажу честно, я убрала фейдер, и расплакалась как беззащитная маленькая девочка. До сих пор обидно. Мне всегда хотелось общаться с людьми, и на радио была такая возможность. Возможно, я сделаю свой интерактив на сайте, буду раз в неделю выходить в эфир прямо из дома…
Ну и напоследок: планы на будущее. Творческие и жизненные.
Самый ближайший творческий план, это то, что я буду делать День Рождения в «Шанти». Мы договорились на 20 марта. Абсолютно точно готовлю сюрприз, музыкальный само собой; но есть еще одна идея, которую пока не буду озвучивать, я знаю, что моим гостям будет интересно.
После сразу уезжаю в Майами на Winter Music Conference, там играю на вечеринке, организовываемой нью-йоркскими промоутерами. Там будет много русских диджеев. В принципе от этого только интереснее. Посмотрим, Майами всегда дарит какие-нибудь сюрпризы. Насмотрюсь всех и вся и приеду радовать полученной энергетикой своих поклонников.
Мария Страхова
DJ Miss Elle
Все фотографии по теме: Интервью с Katrin Vesna