Выбор наушников и аксессуаров
Наушники Как и к другой ди-джейской аппаратуре, к ди-джейским наушникам предъявляются особые требования, связанные с условиями их использования. Кстати, не забудь, что личные наушники – единственная часть аппаратуры, которую клуб не предоставляет ди-джею. Поэтому с самого начала следует рассчитывать на то, что использовать наушники ты будешь не только у себя дома.
Вот основные параметры, на которые следует обращать внимание при выборе «ушей»:
Звукоизоляция. В условиях клуба очень важно, чтобы ты мог отчетливо слышать то, что происходит в наушниках, без примесей звука из зала. Соответственно наушники должны хорошо изолировать внешние источники звука. Это, кстати, определяет характерный вид ди-джейских наушников с большими чашками, полностью обхватывающими ушную раковину.
Эргономика. Ди-джей слушает наушники то одним ухом, то обоими. Хорошие наушники должны позволять удобно использовать их и в том, и в другом варианте. Вращающиеся чашки, накладка для использования на плече – это то, что нужно.
Диапазон частот и качество звука. Человеческое ухо слышит в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Чем лучше диапазон частот наушников покрывает естественный, тем более полную картину звука ты будешь получать. Качество звука – более субъективный параметр, который нужно оценивать экспериментально.
Рассмотрев основы, перейдем к конкретным моделям наушников. В самом низу ценовой линейки можно выделить модель Behringer HPX2000. За $30 наушники предлагают неплохие басы и четкие высокие частоты, однако звукоизоляция оставляет желать лучшего. В целом, за свои деньги это неплохая модель начального уровня.
В два раза дороже в Киеве можно купить Stanton DJ Pro 2000S (на фото) – отличные «уши» с хорошим звуком и прекрасной эргономикой. Шарниры на наушниках позволяют выворачивать чашки самым невероятным образом, а накладка для использования на плече делает прослушивание одним ухом особенно удобным. Дополнительная изюминка – чехол для транспортировки наушников. При всем этом, к сожалению, DJ Pro 2000S не так долговечны, как более дорогие модели.
В следующем ценовом диапазоне стоит отметить Pioneer SE-DJ5000 ($125). Как и полагает более дорогим наушникам, они обладают расширенным диапазоном частот (5-28000 Гц), повышенной звукоизоляцией и хорошим качеством звука. Эргономика модели также хорошо продумана: у SE-DJ5000 есть специальный наплечник-держатель, который позволяет полностью освободить руки при прослушивании одним ухом.
Наконец, в высшей категории находятся сразу три модели, достойные упоминания. Это Sony MDR-V700 ($180, на фото в начале статьи), Pioneer HDJ-1000 ($180) и пара Technics RPDJ1210/Technics RPDH1200 ($160/$190 соответственно, на фото). Все модели предлагают очень широкий частотный диапазон (5-30000 Гц), отличное качество звука и продуманную конструкцию. Если же говорить об отдельных моделях, то Sony MDR-V700 – это классика ди-джейских наушников, своего рода стандарт, отличающийся превосходным качеством звука и долговечностью. Наушники Pioneer HDJ-1000 оставляют после себя ощущение более хрупких, в то время как Technics более «непробиваемы» и обладают хорошим звуком.
Выбор за тобой, но напоследок банальный совет: перед тем как покупать наушники, прослушай несколько моделей в магазине. Обращай внимание на качество звука, изоляцию и удобство использования – в общем, на все основные факторы, перечисленные выше. Помни, что никакой обзор не заменит личного опыта, особенно в выборе «ушей».
Картриджи и иглы
Если при покупке проигрывателей ты остановил свой выбор на виниле, то к самим аппаратам придется докупить картриджи с иглами. Кстати, часто картриджи и иглы идут в комплекте с проигрывателями, но это не всегда так.
Итак, картридж – это устройство, которое преобразовывает механические колебания иглы в электрические импульсы (см. Stanton 500-II на фото слева). В него вставляется игла, которая и передает ему эти колебания. На фото синяя часть, вставленная в черный картридж, и есть игла. Картридж обычно крепится винтами на голове тонарма (она идет в комплекте с вертушкой). Иногда картридж может представлять с головой одно целое, тогда он вставляется непосредственно в тонарм и фиксируется гайкой фиксации.
Картриджи продаются сразу с иглами, но после износа первой пары, новые иглы для этого же картриджа можно купить отдельно. В этом обзоре мы будем рассматривать картриджи как одно целое с иглой. Вот параметры картриджа, на которые следует обратить внимание:
Отдельный картридж или совмещенный с головой (см. фото справа). Картриджи, крепящиеся винтами на голову, обычно дешевле. С другой стороны, картриджи, совмещенные с ней, выглядят намного более стильно. Кроме того, в последнем случае тебе не нужно заботиться о том, чтобы правильно закрепить картридж на голове (ох уж эта механика!).
Форма кончика иглы. Кончик иглы бывает двух основных типов: сферического или эллиптического. Иглы сферической формы меньше изнашивают пластинку при скретчинге и других манипуляциях, но качество звука у них чуть хуже. Соответственно, эллиптические иглы менее щадящие к винилу при скретчинге, но дают наилучшее качество звука.
Частотный диапазон. Тут все ясно: чем шире диапазон воспроизводимых картриджем частот, тем лучше передается звук.
Теперь пару слов о конкретных моделях. Для начинающего ди-джея отлично подойдет последняя версия классического картриджа Stanton 500 – Stanton 500 V3 ($30). Картридж крепится на голове, имеет иглу сферической формы и обеспечивает неплохое качество звука, немного не дотягивая по высоким частотам (потолок – 17000 кГц).
В два раза дороже Stanton 680 V3 ($60). Старший брат 500-го, этот картридж с иглой эллиптической формы предлагает лучшее качество звука с более широким частотным диапазоном (до 18000 Гц). Отличный звук делает этот картридж фаворитом многих американских хаус-ди-джеев. По той же причине Stanton 680 V3 – идеальный выбор для записи звука с винила.
Невозможно обойти стороной легендарный Shure M44-7 ($75, на фото) – любимый картридж многих поколений скретчеров. Этот картридж со сферической иглой отлично подходит для скретчинга, обеспечивая в то же время хорошее качество звука. Если ты скретчишь, бери «шуры».
Из более дорогих картриджей, совмещенных с головой, стоит отметить классику от Ortofon (см. фото Ortofon Concorde Scratch выше). Спектр картриджей очень широк и состоит из моделей, ориентированных на самые разные стили ди-джеинга. Все модели находятся приблизительно в одном ценовом диапазоне от $80 до $120.
Пару слов напоследок. Я долгое время играл на Stanton 500-II (предыдущая версия V3), и особых неудобств не отметил. Да, качество звука у старших моделей лучше, но для начинающего ди-джея разница не столь велика, чтобы платить в 2-3 раза дороже. Кроме микшера, картриджи – это то, на чем в первое время можно сэкономить без особого ущерба.
Слипматы
Если ты купил виниловые вертушки, дополнительные покупки не ограничиваются картриджами. Кроме них, тебе еще понадобятся слипматы – мягкие прокладки из синтетического материала, которые кладутся между блином вертушки и пластинкой для уменьшения трения между ними.
Во-первых, не путай слипмат с резиновыми прокладками, которые шли в комплекте с твоими вертушками. Резина обеспечивает надежное сцепление винила с блином и предназначена для обычного прослушивания пластинок. Например, того концерта Рахманинова твоими родителями.
Во-вторых, кроме обычных слипматов, существуют слипматы для скретчеров, толщиной с лист бумаги. Для обычного сведения они слишком скользкие. То, что нужно нам – это слипматы толщиной в пару миллиметров из мягкого синтетического материала.
Слипматов на рыке огромное множество. Лучше покупать продукцию известных фирм вроде Stanton, Technics или Ortofon; дешевые слипматы могут оставлять краску на твоих пластинках или доставлять еще какие-нибудь неудобства. Обычно пара нормальных слипматов стоит в диапазоне от $15 до $30.