«…Транс – это музыка, которая пишется наркоманами и для наркоманов, так что сопли подобного рода – вообще неуместны…»! (с)
Процитированное выше курьёзное определение транс-музыки, с моей точки зрения, выглядит ограниченным и ущербным даже не потому, что грубо искажает фактическое положение дел в данной сфере (т. е., попросту говоря, является лживым и клеветническим по самой своей сути)… Основная вредоносность и неправильность подобного рода однобоких и примитивных взглядов на природу транс-музыки заключается в том, что в них сознательно игнорируется и выносится «за скобки» сам по себе элемент художественного творчества, присущий всякому искусству, в том числе, понятное дело, и музыкальному. транс-музыка в такой вот упрощённой и огрублённой интерпретации низводится до уровня низкопробной колбасной долбёжки, призванной лишь стимулировать физическую активность одурманенной публики, расшатывать неадекватную массу наркоманов на танцполе...
Обратите внимание, что в этом плоском и поверхностном определении ни слова не говорится о каких бы то ни было творческих и духовных аспектах, о той богатейшей «психоделической» культуре, которую взрастило транс-движение (о выросших из этой музыки особых жанрах искусств – «психоделической» живописи и литературе, дизайне и кинематографе, etc.)…
Человек, редуцирующий функции транс-музыки до банального озвучивания «кислотных» дискотек, просто-напросто обедняет свой собственный эстетический кругозор, исключая из поля своего рассмотрения огромный и интереснейший культурный пласт, один из самых ярких и чётко оформленных в XX – XXI веке.
Для чего нужно так жёстко и при том сознательно ограничивать собственное восприятие окружающего мира и искусства – остаётся загадкой…
Обвинения известных деятелей транс-культуры и трансовых композиторов в наркотической зависимости вообще выглядят смехотворными и не выдерживают критики: тот же Гоа Гил никогда не достиг бы нынешнего преклонного возраста (при сохранении отменной физической и интеллектуальной активности), будь он таким безудержным и прожжённым наркоманом, каким его пытаются представить иные из «трансеров»!...
Позволю себе сослаться на мнение одного своего друга, процитировав фрагмент из его письма: «…Да и на самом-то деле, «Астралы» – наркоманы? Ben Watkins – наркоман? Ещё много достойных проектов, я абсолютно уверен, не имеют ничего общего с наркотиками. Да, в трансе (чаще всего раньше, когда и создавалось большинство шедевров этого жанра) часто упоминалась тема состояния человека под психотропными веществами. Но в этом случае музыкант выступал как учёный, пытающийся провести эксперимент, изучить, и при том не напрямую принимая наркотики, а выражая это в композиции. Яркий пример здесь проект Саймона Посфорда – Hallucinogen. Он скрупулёзно, в каждом звуке, выражал путешествие в глубинах человеческого мозга, души, в состоянии транса…
Но знает ли современный мальчик такие проекты? Или он целыми днями слушает запилы а-ля Skazi и прочие?...»
Уместно привести и ещё одну цитату в подтверждение жёсткой анти-наркотической ориентации ведущих трансовых музыкантов – «программное заявление», принадлежащее Aharon Segal & Guy Zukrel (участникам знаменитого израильского проекта MFG – Message From God):
«…я должен сказать, что хотя многие люди связывают транс-сцену с наркотиками, мы не используем наркотики для написания своей музыки и мы рекомендуем всем нашим фанам сохранить свои жизни и не принимать наркотики, слушая нас. Мы думаем, наркотики убивают людей и их личности, скрывают правду от них и отстраняют их от собственной жизни. Мы собираемся написать что-нибудь об этом в буклете к новому альбому, я надеюсь…»
[из интервью Stnd, 29.08.2000, 2000].
Вопрос о соотношении транс-музыки и наркотиков, при всей его сложности и остроте, не допускает столь однозначных и упрощённых трактовок, коими пытаются оперировать отдельные несознательные граждане с «уважаемых и посещаемых» питерских порталов. Никто не отрицает факта радикального влияния наркотических экспериментов на становление и формирование феномена транс-культуры в целом (на самых ранних, «олд-скульных» этапах её зарождения, в конце 1980-х – начале 1990-х годов). Но подобного рода интенсивные наркотические практики, по всей видимости, были не более, чем данью уважения субкультуре рокеров и хиппи [к которым своими корнями восходит транс-культура], хипповской моде на коллективную «LSD-терапию»… С появлением музыки, ориентированной как раз-таки на стимуляцию интеллектуальной активности слушателя и оказание просветляющего, облагораживающего эффекта, такая упорная зацикленность на наркотиках и вера в их уникальное психо-стимулирующее воздействие выглядит просто-напросто вульгарным атавизмом.
Думается, не стОит всё же замыкать транс на каких-то сугубо материальных, жидкостно-таблеточных или порошковых субстанциях, – транс требует куда более деликатного и тонкого восприятия, на уровне духа и верхних чакр, а не затуманивающих сознание внешних стимуляторов....