Украинская клубная культура не устает рождать в своих недрах талантливых и неординарных людей, благодаря которым ночная жизнь Украины не уступает по качеству и многообразию российской. Один из известных ди-джеев Украины, которого я хочу вам представить – яркое воплощение изящного музыкального вкуса и умения сделать из обычной вечеринки настоящее культурное событие, привлекающее к себе внимание как клабберов, жаждущих качественной клубной музыки, так и ценителей высокого искусства – от фотографии до дизайна.
Знакомьтесь – ди-джей, радиоведущий и промоутер -
Serge Proshe. - Расскажи, с чего начал формироваться твой музыкальный вкус, какая музыка оказала на тебя влияние?
- Не помню, с чего именно началось мое погружение в мир звуков и мелодий, но помню чье творчество увлекло меня впервые по настоящему сильно, это были Dead Can Dance и Deep Forest. Глубина эмоций и фактурность исполнения, которую я нашел у них, сильно повлияли на мои дальнейшие предпочтения. Вообще я изначально не ставил перед собой никаких стилистических рамок, и даже когда начинал в 99-м году работать на радио, то в первых миксах играл все что душе было угодно: idm сводил с psy-rock'ом, туда же миксовал ambient и breaks, - вот такая вот получалась эклектика. Уже потом, со временем я понял что хочу не просто представлять людям композиции как бы по отдельности, а компоновать их таким образом, чтобы получался рассказ, с сюжетом, настроением, и главным героем в виде самого слушателя.
- За годы своей карьеры ты получил опыт, который наверняка позволил тебе сформировать свое отношение к клубной культуре. Какие положительные моменты ты видишь и поддерживаешь и что у тебя, как у ди-джея, вызывает непонимание?
- Самое интересное, на мой взгляд, сейчас происходит там, где клубная культура взаимодействует с современным артом, на этом стыке образуются совершенно новые потрясающие проекты. Их прицел направлен в сторону анимации, графики, кино, современной хореографии и многого другого. Пространство для экспериментов тут огромно, а дело поистине благодарно, поэтому уверен, в ближайшем будущем нас ждет много чего интересного. Что же касается настоящего положения дел, то порой огорчает лишь непонимание некоторыми нашими промоутерами и арт-директорами, хотя это по ошибке всецело предписывают ди-джеям, что вечеринка как и фильм и спектакль удачней всего развивается по элементарным законам драматургии, таким образам, когда есть зачин, плавное, но уверенное развитие сюжета, кульминация, развязка, и спад. Но зачастую встречаешься с тем, что в том месте, где должно было звучать начало, уже играет кульминация. Я не буду углубляться в эту тему, просто скажу, что такой подход отнимает у людей, находящихся на танцполе, переживание некой интриги и проникновения.
- Помимо того, что ты ди-джей, ты также пишешь музыку. Расскажи о проекте "Refabulic"?
- Работу над первым и пока что последним альбомом проекта мы закончили с Андреем Красновым в 2004 году, после чего взяли тайм-брейк на несколько лет и занялись творчеством каждый в своем направлении, он в музыке, я в ди-джействе. Но времени прошло достаточно, и теперь мы с новыми силами и мыслями собираемся, но на этот раз в live проект. Теперь, помимо студийной записи, мы планируем работать над полноценными концертными выступлениями, с живыми музыкантами, и конечно же вокалом.
- Украинские музыканты и саунд-продюсеры проявляют довольно большую активность в последние годы, их релизы часто можно встретить в ассортименте авторитетных on-line-магазинов, продающих клубную музыку. Есть ли у тебя фавориты среди земляков и как часто их работы ты играешь?
- Среди украинских проектов последних лет хочу выделить ребят из Tomato Jaws, с их творчеством я знаком еще с тех пор когда они занимались более экспериментальным саундом. Порадовал в прошлом году Denis Binokl, выпустив совместно с Pavliga альбом на Sutill Digital и мой старый добрый друг Jori aka Ra, из его студии в Гоа на свет появилось сразу несколько очень вкусных релизов. Из российских коллег впечатляют работы Elastic Sound, творчество команд Deepology Digital и Flash Records. Последним открытием стали проекты Inox, чей трек я с огромным удовольствием взял в свой последний микс, и Aquaflames, чья музыка визуальна не менее чем красива. Это далеко не исчерпывающий список моих favour. Все больше и больше у нас выходит качественной музыки, которую все приятней и приятней играть в своих сетах, и это чертовски радует.
- Ты автор радио-шоу "Art-house", которое выходит на волнах "Radio Renaissаnce". Как появилась программа и насколько она успешна среди слушателей?
- Еще несколько лет назад мы с Сашей Харрисом задумали сделать программу для изысканного слушателя, эдакого музыкального гурмана, и спустя некоторое время пришли с этим проектом на "Radio Renaissаnce", тогда еще это была сугубо джазовая радиостанция, но мы решили что она наиболее подходит нам по своему потенциалу, и угадали - так полтора года назад первый "Art-house" вышел в эфир . Сначала мы радовали своего слушателя альтернативной хаус музыкой, но со временем границы расширялись, и теперь эфир охватывает самые разнообразные стили, от getto funk'a и rhythm-lounge до space disco и nu-jazz. Параллельно с тем, как наша программа собирала вокруг себя все большую и большую аудиторию, сама радиостанция преображалась, и теперь на ней выходит уже порядка десяти программ диповой направленности разных авторов, и в планах дальнейшее уплотнение эфирной сетки. Если так пойдет и дальше, то Украина в скором получит первую качественную All-time-Listening Radio Station.
- На протяжении нескольких лет ты делаешь арт-перформансы, совмещая музыку с показами работ представителей современного искусства. Расскажи о своих самых любимых проектах, которыми ты гордишься.
- На самом деле я горд за всех художников и фотографов чьи работы мне посчастливилось представлять, все они настоящие люди нового искусства. Отдельной честью для меня было делать выставку афганского художника Акбара Хурасани, а так же познакомить киевлян с творчеством таких фотографов как Роман Ратушный, Нина Лисаченко с ее футуристическими пейзажи, и Катя Чурсина с ее мировой фото-журналистикой. В планах на этот год проведение двух фотовыставок и реализация арт-проекта "Люди-Манекены".
- Расскажи, как развивается клубная культура на Украине. Насколько мне известно, в Киеве очень много клубов с разной музыкальной политикой. Как себя ощущают представители андерграунда по сравнению с коммерческими представителями сцены?
- Количество киевских клубов не имеет никакого отношения к их качеству. В целом, четко выраженной сейчас остается только коммерческая тенденция, если говорить о музыке, то это электро и сомнительный на вкус вокальный хаус, то же самое и в региональном масштабе. Это абсолютно нормальный мейнстрим, но у него должна быть четкая альтернатива. С этим пока что похуже. Клубов, которые могут считать себя андеграундными, пожалуй, всего два. Зато достаточно стильных lounge bar'ов с правильной музыкальной политикой. И конечно же, радуют рэйвы которые с каждым годом становятся все нарядней и масштабней. Самое воодушевляющее заключается в том, что люди остаются, как и прежде, открытыми - а это, пожалуй, один из самых главных залогов будущего развития.
- Ты часто выступаешь за границей. На твой взгляд, какие различия между иностранной публикой и украинской?
- Наша публика - я имею в виду не только украинцев, - еще пока не привыкла к четко выдержанным в одном настроении сетам, поэтому некоторые концептуальные западные ди-джеи уезжают порою в легком недоумении, почему, дескать, атмосферы не было. С другой стороны стоит сделать скидку на особенности нашей ментальности, нам кураж нужен, и не ровная эмоция, а такая, чтоб как в жизни, зигзагом. Другое дело что уж больно спешим мы куда то на танцполах, и так за всей этой гонкой рискуем упустить хорошие честные эмоции, которые музыка несет в себе.
- У тебя есть желание попробовать себя в чем-то новом, чем ты еще не занимался, но что тебя очень привлекает?
- Раньше я занимался художественной фотографией, и сейчас хочу вернуться к этому. Также в мыслях попробовать себя в арт кинематографе, даже подумываю получить для этого второе высшее образование
- В какую сторону, на твой взгляд, идет развитие house-музыки в мире и какие тенденции видишь в этом развитии ты, как house-ди-джей?
- Рамки хаус музыки очень тесные, мне же интересна музыка в целом. Но как стиль - я не говорю сейчас про бизнес, - хаус, как мне кажется, сейчас переживает не лучшие времена, джазовая про-американская школа уже порядком себя исчерпала, а Европа перекинула свои основные силы и мысли на техновую и около техновую сцену, даже испанцы которые многие годы радовали очень вкусным творческим саундом, скатились последние пару лет на электро. Но хаус под влиянием основных тенденций все-же мутирует, и приобретает новое звучание, это происходит естественно и хорошо, жаль лишь что все меньше в нем остается музыкальности. А с другой стороны, настоящая музыка живет вне стилей и моды, так что нас она никогда не покинет!