Май (2007)
Жанр: мелодрама / война
Режиссер: Марат Рафиков, Илья Рубинштейн
В ролях: Андрей Кузичев, Виктория Толстоганова, Андрей Мерзликин, Ирина Розанова, Лариса Лужина,…
По мере роста бюджетов и кассовых сборов растут и амбиции создателей российских фильмов: "Жару" (2006) нам обещают зимой, а "Май" (2007) — в апреле. И если пригламуренный фильм Резо Гигинеишвили вопреки своему названию заставил критиков и зрителей поежиться, то "Май" — второй проект от продюсеров "Питера FM" (2006) — вышел действительно теплым и непритязательным.
Веселое солнце присматривает за главными героями — ветераном чеченской войны, молодым парнем по фамилии Печалин (Андрей Кузичев) и интеллигентной проституткой с высшим медицинским образованием Викой (Виктория Толстоганова). Печалин, приехавший в Москву забирать новобранцев, каждую ночь проводит в вытрезвителе, бьет стекла на автобусных остановках и получает срок за хулиганство, а Вика попадает на хату, где ее собирается пустить по кругу компания карикатурных братков. Всякий раз, когда солнце оказывается бессильно вытащить парочку из очередной передряги, в кадре появляется мент с золотыми зубами по фамилии Гаевский, боевой друг Печалина (его играет Андрей Мерзликин, в некоторых кадрах сильно смахивающий на Кристофера Ламберта) и по совместительству Викин сутенер (что поделаешь, зарплата в милиции маленькая). К слову, тема необеспеченности работников правоохранительных органов и военных проходит в картине рефреном. Печалин все время собачится с Гаевским, обвиняя того в стяжательстве и поведении, недостойном русского офицера. Маленькая дочка Гаевского почему-то сравнивает Печалина с рыцарем Айвенго, а Вику — с Золушкой и тем самым поневоле наводит между ними мосты любви. В общем, как бормотал герой Евгения Евстигнеева, бегая по квартирам в фильме "Старый новый год" (1980): "Событиев у людей, событиев..."
"Май" — не просто тонко разыгранная мужем и женой (Кузичевым и Толстогановой) любовная история, вписанная в рассказ о замечательном городе Москве и его обитателях: мелких братках, говорливых столичных бомбилах ("Нету прихода, — сетует один из водил. — Раньше, бывало, вдохнешь — и будто кусок мая вдохнул, а щас — ничего. Нету прихода"), полумаргинальной молодежи, дующей пиво. Кино о городе, который сводит очень непохожих между собой людей. Каждого Айвенго здесь ждет своя Золушка. Поднабрав "ингредиентов" из "Я шагаю по Москве" (1963) и мелодрамы "Выйти замуж за капитана" (1985), смешав их в какой-то волшебной реторте, режиссеры Илья Рубинштейн и Марат Рафиков сварили свой собственный эликсир. "Май", как и "Питер FM", — новый вид мелодрамы. Уютный одноразовый фильм, который интересно смотреть, а по окончании все перипетии немедленно выветриваются из головы, оставляя едва различимый, но приятный шлейф.